Верховный Суд Российской Федерации вновь обратил внимание судов на положения действующего законодательства. Мы решили посвятить этому целую статью.

Постановлением мирового судьи гражданин К. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей за то, что при управлении транспортным средством был выявлен факт частичного загрязнения регистрационного знака, позволившего скрыть некоторые символы, что препятствовало идентификации номерного знака.

С решением мирового судьи согласились все вышестоящие судебные инстанции. В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, водитель выразил несогласие с судебными актами, и считал их незаконными.

Изучив материалы дела Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводам, о допущенных судебных ошибках.

Давайте вместе разберемся, прав ли сотрудник ДПС если он квалифицирует «грязный номер» как умышленные действия водителя, направленные на сокрытие регистрационных знаков или одного из них.

В соответствии с частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

В силу пунктов 2, 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, на механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца. Запрещается эксплуатация автомобилей, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

В соответствии с пунктом 7.15 указанного Перечня запрещается эксплуатация транспортного средства в случае, если его государственный регистрационный знак или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.

Изучив материалы дела гражданина К., Верховный Суд РФ установил, что в протоколе об административном правонарушении инспектором ДПС указано, что водитель управлял транспортным средством с видоизмененными государственными регистрационными знаками, чем нарушены требования Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и пункт 2.3.1 Правил дорожного движения. Также были исследованы и представленные суду доказательства. Суд учел, что водитель управлял транспортным средством с государственными регистрационными знаками, установленными на предусмотренных для этого местах, а сами знаки дополнительно не были оборудованы какими-либо искусственными материалами.

В то же время, в том числе из видеозаписи, были видно, что государственные регистрационные знаки были частично загрязнены, но это не давало оснований полагать, что знаки видоизменены. Мировой судья и вышестоящие судебные инстанции действия водителя квалифицировали по части 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя при этом из того, что он управлял транспортным средством именно с видоизмененными государственными регистрационными знаками, подвергнутыми воздействию путем закрытия цифровых и буквенных обозначений грязью.

Верховный Суд РФ указал, что согласно правовой позиции, выраженной им ранее в пункте 5.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, образуют действия лица по управлению транспортным средством:

- без государственных регистрационных знаков (в том числе без одного из них);

- при наличии государственных регистрационных знаков, установленных в нарушение требований государственного стандарта на не предусмотренных для этого местах (в том числе только одного из них);

- с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих идентификацию этих знаков (в том числе только одного из них).

При этом в соответствии с частью 1 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В силу пункта 2.3.1 Правил дорожного движения водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

При квалификации действий лица по части 1 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует руководствоваться примечанием к этой статье, согласно которому государственный регистрационный знак признается нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.

Все вышеуказанное позволило Верховному Суду РФ прийти к выводу о том, что водитель управлял транспортным средством с частично загрязненными государственными регистрационными знаками, то есть с нечитаемыми в соответствии с установленными правилами и стандартами, дополнительно указав, что перечисленные действия водителя не образуют состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако не стоит забывать о том, что каждое выявленное правонарушение имеет свои индивидуальные признаки, а обстоятельства установленные при рассмотрении дела подлежат оценке по правилам предусмотренным законом. Поэтому если Вы решите заляпать номера грязью или снегом, не забывайте о том, как это внешне будет выглядеть. Если к примеру очевидно, что это было сделано умышленно (например автомобиль чистый, а загрязнен только номер или его часть), то сильно рассчитывать на благосклонность лица рассматривающего дело уж точно не стоит. Кроме того, не следует использовать искусственные материалы, такие как пластырь, различные бумажки, целлофан и т.п. Номера закрытые такие материалами будут являться видоизмененными и доказать обратное или убедить инспектора в «невероятно чудесном появлении» такого материала на каком-либо символе вряд ли удастся.

Кстати, 25 июня 2019 года Верховный суд РФ принял Постановление Пленума ВС РФ № 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в котором в целях правильного применения части 2 статьи 12.2 КоАП РФ указал буквально следующее: Видоизмененным является выданный на данное транспортное средство государственный регистрационный знак, в который были внесены изменения, искажающие нанесенные на него символы либо один из них (например, путем заклеивания), либо государственный регистрационный знак, способ установки которого препятствует его прочтению и идентификации (в частности, путем переворота пластины государственного регистрационного знака). В качестве устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, могут расцениваться различные механизмы, приборы, приспособления и иное оборудование (шторки, электромагниты и т.п., в том числе и тогда, когда они не были приведены в действие в момент выявления административного правонарушения, однако позволяли водителю при совершении определенных действий видоизменить или скрыть государственный регистрационный знак), а также искусственные материалы (например, листы бумаги, картон) либо природные материалы (в частности, листва, грязь, снег), если визуальный осмотр транспортного средства позволяет с очевидностью сделать вывод о том, что они нанесены с целью затруднения или невозможности идентификации государственных регистрационных знаков (например, загрязнение фрагмента государственного регистрационного знака не связано с погодными условиями или не обусловлено процессом движения, допускающим самозагрязнение). Доказательством использования тех или иных устройств (материалов) в указанных целях может выступать, например, произведенная уполномоченным должностным лицом в ходе выявления административного правонарушения видеозапись (фотографии), которая приобщается к материалам дела об административном правонарушении и подлежит оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

    Мы вовсе не рекомендуем скрывать или видоизменять регистрационные знаки на транспортных средствах. Гораздо проще и безопаснее стараться соблюдать правила дорожного движения, а уж если они нарушены, - отвечать по закону.

Если у Вас остались вопросы, на которые Вы не нашли нужного ответа в данной статье или на нашем сайте, обращайтесь в форму обратной связи и следите за обновлениями. На интересные или острые вопросы будут публиковаться соответствующие статьи.

Материалы, размещаемые на данном ресурсе защищены авторским правом. Полное или частное использование опубликованных материалов без согласия правообладателя не допускается.  

(«Автовладельцы РУ» – информационно-правовой портал для автолюбителей)

www.avrossii.ru

Автор Дмитрий Исаков (главная редакция Автовладельцы РУ)